Территориальная схема должна быть кардинально переработана!

Итоги полутора лет реализации мусорной реформы в Архангельской области и методы исправления ошибок.

Сейчас правительство Архангельской области готовит изменения в территориальную схему обращения с ТКО — основной документ, который регламентирует и определяет направления реализации мусорной реформы на территории Архангельской области.

В предыдущую территориальную схему мы все подавали тысячи замечаний, почти все из них были отклонены. Но в раздел, посвящённый раздельному сбору отходов (РСО), несмотря на жёсткие дебаты с бывшим зампредом правительства Фоменко, нам удалось внести важные пункты.

А именно:

  • на первом этапе, до сентября 2020 года, в пилотных городах (Архангельск, Северодвинск, Новодвинск, Котлас, Коряжма) должна была быть развёрнута система РСО, куплены контейнеры для раздельного накопления отходов (РНО) и определены перевозчики РСО в каждом муниципальном образовании области. Система РСО должна была быть внедрена и во всех бюджетных организациях.
  • на втором этапе, до марта 2021 года, администрация должна была организовать и провести собрания собственников многоквартирных домов (МКД) с принятием решений о:
    — переходе МКД к раздельному сбору;
    — создании контейнерной площадки;
    — приобретении контейнеров РНО.

Переход МКД на систему РНО должен был быть закончен в июне 2021 года, что открывало возможность перейти на оплату за вывоз мусора ПО ФАКТУ («чем лучше сортируешь — тем меньше платишь»), а некоторые полезные фракции жители МКД и малых поселений могли даже продавать переработчикам (например, цветные металлы, картон/бумагу, ПЭТ-бутылки).

Таким образом, мы должны были получить самую передовую в мире систему РСО, конкурентную среду для перевозчиков и предпосылки для создания переработки вторичных ресурсов в области. Привлечь малый бизнес к вывозу ТКО и РСО из удалённых населенных пунктов. Создать сотни новых рабочих мест. Приступить к модернизации и строительству инфраструктурных объектов (полигоны, сортировочные станции и пункты).

НО НИЧЕГО ИЗ ЭТОГО НИ ОРЛОВЫМ, НИ УЖЕ БОЛЕЕ ГОДА НАХОДЯЩИМСЯ У ВЛАСТИ ЦЫБУЛЬСКИМ СДЕЛАНО НЕ БЫЛО, МУСОР ТУПО ВЫВОЗИТСЯ НА ПОЛИГОНЫ, И ТО С ПОСТОЯННЫМИ СБОЯМИ.

Более того — при поддержке властей рынок был полностью монополизирован, а все местные перевозчики подмяты регоператором.

Губернатор и правительство полностью провалили работу по внедрению РСО

Население заставляют платить повышенный тариф и тратят деньги из областного бюджета — ради обогащения «прокладки» с московской регистрацией, созданной регоператором, «генерального перевозчика» ООО «ЭкоПрофи», получившей за 2020 год 275 млн. прибыли, по 1.000.000 руб. прибыли за каждый рабочий день… При том что на рынок «прокладка» зашла, не имея ни одного мусоровоза, с уставным капиталом 10.000 рублей. Губернатор и правительство полностью провалили работу по внедрению РСО и лишь покрывают регионального оператора, которого уже давно нужно было выгнать за огромное количество нарушений.

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ СЕЙЧАС?

Территориальная схема должна быть кардинально переработана, с максимальным вовлечением активистов и населения в разработку концепции.

Губернатор и правительство должны признать свои ошибки и учесть все замечания активистов и населения.

Важнейшие аспекты новой территориальной схемы:

  1. Отмена монополии регоператора и расторжение с ним контракта.
  2. Консолидация всех финансов (собранные с населения деньги, областные и федеральные субсидии) в областном фонде, а не в руках частной компании. Это позволит финансировать приоритетные этапы реформы на всей территории области.
  3. Сохранение контроля муниципалитетов за важными инфраструктурными объектами обращения с ТКО (например, во Франции полигоны и сортировочные станции контролируется коммунами, а частные компании на конкурсной основе получают право их эксплуатировать под жёстким контролем властей; во избежание повторения опыта Неаполя, где мусорная мафия годами выкручивала руки правительству).
  4. Максимальное вовлечение местных перевозчиков и переработчиков на конкурсной основе.
  5. Создание конкуренции среди местных перевозчиков и переработчиков за право выполнять подряды частных домовладений (а также МКД, ТСЖ, УК), муниципальных образований и областного правительства.
  6. Максимальное развитие РСО в виде многоступенчатой системы (от маленьких батареек до крупногабаритной мебели и техники).
  7. Обязательный переход на закрытую схему сбора ТКО в МКД, малых поселениях и частных домовладениях — как самую эффективную и позволяющую отсортировывать до 70% вторичного сырья.
  8. Переход на оплату за вывоз ТКО по факту и материальное поощрение тарифом домов, перешедших на закрытую систему обращения с ТКО.
  9. Стимулирование контрактами развития местных переработчиков.
  10. Отказ от идеи строительства мегаполигонов, чтобы потом не возить туда мусор за сотни километров, сжигая народные деньги. Перевозка мусора — это самая большая статья расходов в структуре обращения с ТКО.
  11. Строительство сортировочных станций в непосредственной близости к крупным городам для сокращения транспортного плеча и удобства доступа населения (во Франции одна станция приходится на 30–40 тысяч человек).
  12. Модернизация существующих полигонов и их высокотехнологичная эксплуатация (системы сбора и очистки фильтрата, сбор и удаление газов с последующей их использованием в производстве тепла и электроэнергии, своевременная пересыпка карт, контроль за составом и объёмом поступающих отходов), что позволяет свести к минимуму негативные факторы.
  13. Ужесточение ответственности за вывоз мусора на несанкционированные свалки.
  14. Полный запрет мусоросжигания, так как оно наносит непоправимый вред почве, в которой накапливаются диоксины, загрязняет воздух, воду и, как следствие, приводит к резкому росту онкологических и других тяжёлых заболеваний.
  15. Внедрение системы образования и агитации населения.
  16. Стимулирование перехода местных производителей на многоразовую или легкоперерабатываемую упаковку.
  17. И самое главное: реализация программы по сокращению/запрету производства токсичных, неперерабатываемых и дорогоперерабатываемых товаров и упаковок и выход с таким предложением к федеральному правительству.

Олег Мандрыкин

Предприниматель, директор агентства недвижимости «Вариант». Лидер инициативной группы «Чистый Север 29», организатор нескольких митингов против мусорных полигонов на Шиесе и в Рикасихе.